Родоначальники нации. Платонов
(60 лет назад умер Андрей Платонов)
Чехов говорил, что если писатель не знает естественных наук, да еще к тому же любит халд, то это не писатель, а гусь лапчатый. А ведь когда-то (счастливые времена!) считалось: главное - талант, светлая голова и что красота спасет мир, сейчас эти идеи увлекают только неполных людей, за "красоту спасет мир" Шергин ставит двойку ("твоя-то чистота схватила светлоту, занесла на высоту, неси благодать, а то ничего не видать", дневник 1949 г.) Это произошло как-то незаметно, вдруг оказалось существенным ("Война и мир"), что солнце и земля имеют свойство как бы притягивать; не притягивать, а как бы притягивать; и вот уже Платонов ("Воронежская коммуна", 17.10.1920) говорит об идеализме как язве экспериментальной науки: о ее стремлении к обобщению результатов единичного научного открытия на всю природу, или, по крайней мере, на громадный цикл явлений; у него в "Чевенгуре" "темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра", т.е. без каких-либо внешних силовых воздействий, через двадцать лет об этом стал говорить Власов: сила - не причина движения, а скорее ограничитель возможных движений. "Бог есть и бога нет. То и другое верно" (Платонов, 1921 г.) - это не аристотелева логика. Физику Аристотеля (скорость тела пропорциональна приложенной силе) отменил Галилей, в физике Власова законы Галилея (они преподаются как первый и второй законы Ньютона, Галилей реабилитирован церковью в 1992 г.) уже не имеют статуса законов. Но всегда будет популярны аристотелева теория искусства, как пособие по изготовлению подделок под искусство, и аристотелева логика - хлеб гуманитариев, с ее помощью легко разделаться с
Чаадаевым, Вирджинией Вулф или Платоновым, в текстах которых суждение и его отрицание могут быть оба истинными. Природа ничего не знает об аристотелевой логике, она добро и зло одновременно, налаживание языка с природой есть основное требование к общественному устройству - так разрешает он спор Гагарина и Толстого; у русских классиков XIX века живая (природная) речь и речь литературная остались неслиянны, у Платонова они слились воедино.
СТО ЛЕТ НАЗАД УМЕР ТОЛСТОЙ
Толстой известен во всем мире в первую очередь как автор непритязательного текста "В чем моя вера", где он поделился своими впечатлениями от чтения Библии и ее первоисточников. Оказалось, что канонические переводы искажены сознательно (искажено все - вплоть до значений слов "ближний" и "враг"). В первоисточниках Христос отменил законы Моисея, в переводах - утвердил и дополнил их: в этом и заключена суть противостояния добра и зла в течение многих веков, сокрытию которой и посвящены толкования церкви. И Толстой отлучил церковь (и книгу) от нравственности. Деятельность православной церкви, говорит Толстой, состоит в том, чтобы всеми возможными мерами внушить русскому народу не имеющие никакого оправдания верования, которые когда-то исповедывали чуждые нашему народу люди.
Таким образом и определилась главная задача гуманитарных наук в России: Толстой - гениальный художник, но мало понимал. Иногда что-нибудь просачивается сквозь заслоны образования - из Америки, Индии, или Японии, и приходится вводить новые предметы, например, историю религии, и так, чтобы главный текст - толстовский - не упоминался.
Я ни одного человека не люблю так, как его, пишет Чехов о Толстом, я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей именно его веру. Цветаева: отрешенность Толстого от всех земных благ была не "фантазией", а потребностью. Платонов тоже толстовец: "Насилие, которое захочет человек применить как будто для удовлетворения собственной свободы, на самом деле уничтожает эту свободу, ибо где сила - там нет свободы, свобода там - где совесть и отсутствие стыда перед собою за дела свои" (1921 г.)
О Толстом, его влиянии на Платонова см. "Доплатные письма" № 6, 10-12 и раздел "канон" наст.сайта.
P.S. А.Куделин (ИМЛИ РАН): "Сегодня мы выпускаем академическое собрание сочинений Льва Николаевича Толстого - тиражом в тысячу экземпляров...Первые два тома мы издали на средства японского Общества любителей Толстого" ("Вопросы философии", №9, 2010, с.29)
Г.В.Алексеева. "Американские диалоги Льва Толстого", Ясная Поляна, 2010
Толстой (1884): "Читал Эмерсона Наполеона...прекрасно". Эмерсон о Наполеоне: "Он делал все, что от него зависело, чтобы жить и иметь успех, не руководствуясь никакими моральными принципами. Таков порядок вещей, вечный закон, управляющий людьми и всем миром, и он привел Наполеона к гибели; к тому же результату приведет и миллион других подобных опытов". В яснополянской библиотеке имеется экземпляр книги. Толстой - Черткову (1891): "На замечание адвентиста, верующего...что мир скоро кончится, Эмерсон отвечал: что ж! я думаю, что уничтожение его (мира) не помешает мне. Well, I think, I can get along without it", и в 1900 г.: "Надо напременно чувствовать, как Эмерсон; что "I can get along without it"
Толстой о Кеннане (с.145): "очень милый - приятный и искренний человек, хотя с разделенной перегородками душой и головой - перегородками, о которых мы, русские, не имеем понятия, и я всегда недоумевал, встречая их"
Толстой - Черткову, о романе Лоренса Олифанта "Пиккадили": "Picadilly же прекрасно. Единственный недостаток - но очень большой, что о предметах святых, о едином на потребу, говорится рядом с пустяками и тоном легким и бьющим на художественность и остроумие...Про это нельзя говорить, это надо выплакивать слезами, и когда нет этих искренних слез, нельзя говорить "нарочно", нельзя осквернять легкомысленным прикосновением" (с.211,212)
"Октябрь", № 10 , 2010, Игорь Волгин и Лев Толстой
И трактата об искусстве Волгин не читал: Толстой не относил Достоевского к всемирному искусству, передающему "чувства, доступные всем", а - к религиозному ("преимущественно его "Мертвый дом", наряду с "Хижиной дяди Тома"). Волгин думает, что Толстой ценил "мысли", у Толстого в трактате: "Истинное произведение искусства есть только то, которое передает чувства новые, не испытанные людьми"; ему вторит Платонов: "есть не только эволюция, прогресс ума, знания, - но также эволюция чувства".
Ругает толстовцев; "забывая" упомянуть, что Чехов и Платонов - толстовцы. Я ни одного человека не люблю так, как его, пишет Чехов о Толстом, я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей именно его веру. Для Платонова "царство божие внутри вас" означает указание на душевную аналогичность человека и природы, природа не знает обмана, не знает никакого нарочного наказания, наши первородные силы там и до сих пор действуют в чистоте, скрытые в нас искажениями социальной жизни; в природе господствуют законы случайного блуждания, ведущие к вырождению и вымиранию - не противьтесь злому - ведь природа тоже мучается, она столько потрудилась для создания человека, категории добра и зла не подчиняются аристотелевой логике (как несправедлива и аристотелева физика); однако всегда будет популярна аристотелева поэтика - как пособие по изготовлению подделок под искусство.
Иронизирует по поводу неприятия Толстым Шекспира; опять же не понимая существа дела; Платонов: Шекспир - критик, брал чужие произведения и показывал, как можно сделать лучше; отсюда нелепости, на которые указывает Толстой, и
проблемы с Шекспиром у Станиславского, несовместимость его драматургии с театром переживания, то, о чем говорит Вирджиния Вулф: разница канонов.
Толстой установил, что канонические переводы библии искажены сознательно (искажено все - вплоть до значений слов "ближний" и "враг"), в первоисточниках Христос отменил законы Моисея, в переводах - утвердил и дополнил их, в этом и заключена суть противостояния добра и зла в течение многих веков, сокрытию которой служат толкования церкви, и Толстой отлучил церковь (и книгу) от нравственности; Волгин ничего не знает об этом, говорит, что должно: "исправление карты" - сугубо российская черта" (с.21), "неслыханная дерзость" - это тоже русское ментальное свойство" (с.22), или - "повреждение" хрупкого генетического кода" (с.40)
Чехов говорил, что если писатель не знает естественных наук, да еще к тому же любит халд, то это не писатель, а гусь лапчатый. А ведь когда-то (счастливые времена!) считалось: главное - талант, светлая голова и что красота спасет мир, сейчас эти идеи увлекают только неполных людей, за "красоту спасет мир" Шергин ставит двойку ("твоя-то чистота схватила светлоту, занесла на высоту, неси благодать, а то ничего не видать", дневник 1949 г.); это произошло как-то незаметно, вдруг оказалось существенным ("Война и мир"), что солнце и земля имеют свойство как бы притягивать; не притягивать, а как бы притягивать...Но ведь Толстой с точки зрения гуся лапчатого тоже интересно, и уж точно - либерально.
"Завтра", № 30 (2010), Валентин Курбатов. Версты полосаты...(с.6)
Курбатов - Толстому: "не надо писать "окончательных сочинений", а верить милосердию жизни", т.е. не надо было писать "В чем моя вера", надо делать, что велят.
"...я начинал с того, что русская история не хочет слушать "умных людей". А теперь вот думаю - и пусть. Чего на десять-то шагов вперед видеть - со скуки умрешь, да и под ногами самое важное пропустишь"
Издательство "Азбука-классика" (www.ozon.ru), СПб., выпустило в 2012 г. третьим изданием сборник Андрея Платонова "ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ", в который входят рассказы "Афродита", "Возвращение", "Полотняная рубаха", "Корова", "Фро", "Река Потудань", "Третий сын", "По небу полуночи", "Июльская гроза" и др. Сборник предваряет вступительная статья "ПЛАТОНОВ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ"
("К моменту его рождения в уюте лопухов Ямской слободы человечество вплотную подошло к заключению, что если в истории действительно скрыто важное поучение, то когда-нибудь люди должны прийти к чему-либо определенному..." и т.д., с.5-18)
Примечание. На стр.6 вместо "письмо Татьяны" следует читать: "ответ Татьяны на письмо Онегина" - описка автора статьи (М.Коврова)
Издательство "Азбука-классика" (www.ozon.ru), СПб., выпустило в 2005 г. вторым изданием сборник Андрея Платонова "КОТЛОВАН", в который входят "ЧЕВЕНГУР", "КОТЛОВАН", роман "СЧАСТЛИВАЯ МОСКВА", "ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ", "ОДУХОТВОРЕННЫЕ ЛЮДИ". Сборник предваряет вступительная статья "ПЛАТОНОВ. РУССКИЙ КАНОН"
("Традиция приписывает художественной литературе, особенно русской, значение, которого она никогда не имела. Когда поэт В.А.Жуковский обратился из Франкфурта к фрейлине А.О.Смирновой с просьбой передать лично государю его ходатайство о назначении Гоголю пособия, Николай удивился: он был уверен, что "Мертвые души" - сочинение графа Соллогуба..." и т.д., с.5-22)
Текст М.Коврова "Родоначальники нации" (Платонов) напечатан в Антологии, т. IV (критика), М. "Наш современник", 2007, с.277-312
"Вы думаете, он умер? Рано еще, сволочи, ликовать! Он скрылся пока где-то в пространстве этого города и человечества и пропал среди всех..." (с.277)
Вышел первый том двенадцатитомного собрания сочинений Андрея Платонова (Москва, ИМЛИ РАН). Том состоит из двух книг. Книга первая: рассказы, стихотворения 1912 - 1927 гг. Книга вторая: статьи 1918 - 1926 гг.
В первом томе приведены главные тексты Платонова - те, где он обдумывает Записку Гагарина (Николая Федорова) и завершает разработку конструкции Русского Канона, отчетливо сознавая, чем именно он занимается; почти все они опубликованы на страницах газеты "Воронежская коммуна". "Каждый день горячими ветрами бродят среди людей глубокие, сияющие мысли, стихийно (пока, пока) самозарождаются в обычной, будничной нестерпимой работе великие технические изобретения и новые конструкции мировоззрений", Вор.ком., 26.12.1920 (I-2,128: том I, книга 2, с.128)....
далее - раздел "главное" наст.сайта
К 105-летию со дня рождения Платонова в Институте мировой литературы состоялась VI международная платоновская конференция; она была посвящена роману "Чевенгур". На конференции выступили с докладами и приняли участие в круглом столе делегаты из Воронежа, Краснодара, Ростова-на-Дону, Луги, Твери, Иванова, Шуи, Токио, Благовещенска-на-Амуре, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга, Саратова, Ульяновска, Волгограда, Киева, Еревана, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Калининграда, Москвы, Стокгольма, Белграда, Билефельда, Гента, Парижа, Лондона, Колчестера, Тайбея, Тэгу и США. Материалы конференции опубликованы в шестом выпуске "Страны философов" Андрея Платонова: проблемы творчества", М., ИМЛИ РАН, 2005.
Эпиграфом к любому из докладов конференции могут служить слова Энджел Ливинстоун (University of Essex): "Just what this means is not easy to construe".
Подробнее о конференции см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 в разделе "ЧЕВЕНГУР" наст.сайта.
80 лет назад написан "Котлован"
- вынужденное послесловие к "Чевенгуру" (и выдох: все удалось успеть)
- Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей? - спрашивает землекоп Чиклин, в черновике - Климентов (фамилия Платонова), у инженера Прушевского.
- Нет,- отвечает тот (с.621*).
Ранее (с.537) инженер говорит:
- Нас учили каждого какой-нибудь мертвой части: я знаю глину, тяжесть веса и механику покоя, но плохо знаю машины и не знаю, почему бьется сердце в животном. Всего целого или что внутри - нам не объяснили.
В четвертом философическом письме Чаадаев пишет о естественных науках: "Одна из тайн их блестящих методов - в том, что наблюдению подвергают именно то, что может на самом деле стать предметом наблюдения...Мы делаем вывод из того, что было, к тому, что будет; связываем факты, следующие в природе непосредственно друг за другом, и выводим из этого ближайшее заключение". "Котлован" (с.531): "Прушевский еще раз подошел к стене барака, согнувшись, поглядел по ту сторону на ближнего спящего, чтобы заметить на нем что-нибудь неизвестное в жизни".
Проблема в том, что связи редко настолько просты, чтобы можно было указать одну причину и одно следствие, "причина представляет собой примитивное временное понятие, которым можно пользоваться лишь в силу необходимости" (Э.Мах, "Анализ ощущений", гл.5). Причинность в физике, как ее понимал Ньютон и вслед за ним вся современная физика, Мах, в конце XIX века подводя итоги развитию естествознания, называет "аптекарским мировоззрением". Он пробует заменить понятие причины понятием функции - "зависимостью признаков явлений друг от друга", что в XX веке нашло разрешение...
(полностью данный текст приведен в разделе "Котлован" наст.сайта)
* текст "Котлована" цитируется по изданию: Андрей Платонов. Котлован: Романы, повести, рассказ.- СПб.: Азбука-классика, 2002 (1-ое изд.), 2005 (2-ое изд.)
2010
"Вопросы философии", № 4, 2007 и № 1, 2008
"Представление о том, что в "Котловане" А.Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно" - так начинается статья К.Баршта (РГПУ им. А.И.Герцена), опубликованная в апрельском номере "Вопросов философии" за 2007 г.
Однако журнал специализируется, конечно же, на бесспорном. Например, Кант: "в каждой науке столько науки, сколько в ней математики", или Гегель: "в каждой науке столько науки, сколько в ней философии", гении, чистые гении, амбивалентно и бесспорно,- это уже Теодор Ильич, в десятом номере (за открытие амбивалентности и бесспорности Борис Абрамыч выписал Теодору Ильичу премию "Триумф" 2008).
Продолжение статьи Баршта опубликовано в первом номере за 2008 год и требует пояснений. Когда-то Чаадаев высказал мысль, что ответы на сокровенные вопросы человечества находятся вне философии, потом Н.П.Гагарин (Николай Федоров) дал ей четкую формулировку: "Идея вообще не субъективна, но и не объективна, она проективна" (Записка , часть IV), и поэтому для Платонова тексты Бергсона или Гексли "если верно основное положение эволюции..." (Вопр.филос., № 1, 2008, с.103) аналогичны "если верно, что одна седьмая больше единицы, то...", а выражения, подобные "в рамках выведенного Бергсоном закона Вселенной" (с.93) или "возникает перспектива с помощью мысли отодвинуть или победить смерть" (с.97) употреблены автором в ироническом ключе, чем, собственно, и замечательна данная публикация.
"Вопросы философии"
В.Ю.Аргонов. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? №12,2008;
В.Г.Редько. Проблема происхождения интеллекта (там же);
А.П.Назаретян. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд, №5,2009
"Величина, которую мы будем называть полезностью, равна интегралу от мгновенной комфортности по времени" (Аргонов, с.24) - путь к деградации: см. п.8 раздела Записка наст.сайта.
"Существует глубокая гносеологическая проблема: почему человеческое мышление применимо к познанию природы?" (Редько, с.76) Цель науки - приспособление наших мыслей к фактам действительности, и, следовательно, указанной гносеологической проблемы не существует. "Природа, создав человека, в изобилии создала и аналогии его низшего, как и несомненно высшего порядка" (Э.Мах), и если вместо цепочки Юм-Кант-К.Лоренц следовать цепочке Мах-Гагарин-Платонов, то контуры программы будущих исследований будут другими (см. выше текст о платоновском "Котловане").
"В космологии популярна гипотеза о том, что на ранней стадии эволюции Вселенной произошел фазовый переход от многомерного пространства к четырехмерному пространственно-временному континууму, и это был, возможно, исторически первый акт ограничения, обеспечивший рост разнообразия структурных форм. Факты такого рода умножаются с ускорением эволюционных процессов" (Назаретян, с.9) В первом предложении говорится о некоей гипотезе, во втором - о ней же, как о факте: законы эволюционной дисфункционализации, техногуманного баланса, необходимого разнообразия и иерархических компенсаций не позволяют философам пробиться к смыслообразованию.
О вступлении России в ВТО
В своем пятом письме Чаадаев пишет нам: как бы ни копаться в сокровенных глубинах своего сердца, мы там ничего не найдем, кроме мысли, унаследованной от наших предшественников. У нас она ясно выражена в текстах Чаадаева, Толстого, Гагарина и Платонова1. В чем-то они были единодушны, что-то оставили на разрешение потомкам. Ранее, в теплых странах, она хранилась в наскальных рисунках; в России, говорит Чаадаев, она хранилась в русской песне. Он же первый обратил наше внимание на то, что она не содержится ни в науке, ни в существующих религиях, и первый указал на сомнительность западного канона вообще2 и уж точно неприменимость его для России.
Толстой и Гагарин понимали демократию так же, как ее понимают американские президенты: "Можно дурачить весь народ какое-то время, можно дурачить часть народа все время, но нельзя обманывать всех все время" (Авраам Линкольн) - власть3 избирается той самой частью. В 1892 г. Толстой приходит к убеждению, что везде, в Америке, Европе, России, устройство жизни зиждется не на каких-либо юридических началах, а на самом простом, грубом насилии, на убийствах и истязаниях людей4. "Связь нашей роскоши с страданиями и лишениями людей...слишком очевидна. Мы не можем не видеть той цены прямо человеческой жизни, которой покупаются у нас наши удобства и роскошь". Гагарин определяет западную цивилизацию как скрытый каннибализм. Ранее (1884) Толстым установлено, что устройство жизни, при котором всякое личное благо приобретается страданиями других людей, основано на организации разделения властей.
Гагарин: легитимность власти зависит от того, насколько еë деятельность согласована с а) мертвыми, б) будущими поколениями. "Конституция есть глубокое народоразвращающее средство" (1900), в этой среде рождаются избиратели, "которые превращают выборы в школу политического разврата" (1895), "нужна была такая конституция, как английская, чтобы воспитать подобных гадин"5 (1900). Платонов: "Зло и добро теперь могут являться в одинаково вдохновенном, трогательном и прельщающем образе: в этом есть особое состояние нашего времени, которое было прежде неизвестно и неосуществимо; прежде человек мог быть способен к злодеянию, но он его чувствовал как свое несчастие"
Гагарин: то, что до сих пор придумано людьми для обеспечения своего существования (семья, государство), является различными формами взаимного страхования; но так как природа не принимала при этом никакого обязательства, такое страхование нельзя считать действительным. Платонов: налаживание языка с природой и есть основное требование к общественному устройству. "Покорение природы" по Гагарину и Платонову - взаимное восстановление и поддержание жизни на земле, изменение "законов" природы, развитие возможностей природы и человека (несколько иной вектор усилий: сбор "верного" урожая - такого, который бы гарантировал неухудшение свойств почвы; не повышение производительности труда, а - прочности существования), где частная собственность и разделение властей бессмысленны.
Запад, предупреждал Чаадаев, опутан суевериями и предрассудками, от которых уже не может освободиться, и сами становясь Западом, мы также теряем способность выйти из порочного круга. Нелепость принимаемых властью решений обычно в том и заключается, что они не согласованы с мертвыми. Гагарин: уже одна мысль видеть в истории работу поколений определеннее обозначит самую работу.
1 см. разделы "канон", "главное", "Чевенгур" и "Котлован" наст.сайта
2 В наказание наука числит его западником. На бесхитростность науки указал Толстой: все, что противоречит интересам застольных классов, считается ненаучным. Поэтому А.С.Хомякова, который высоту происхождения власти Романовых видел в том, что Михаил Романов избран(!), западники в награду называли славянофилом, Гагарин же естественно считает Хомякова чистым западником. Бесхитростность распространяется также и на естественные науки.
3 Вопрос стоит так: кто из них, республиканцы или демократы, наиболее эффективно смогут заставить работать арабов, индусов, русских или китайцев на их страну. Слова выбирают нужные, возвышенные: говорят о реформе здравоохранения. Имея в виду повышение эффективности бомбометания.
4 Черчилль согласился с Толстым: демократия - это плохо, но это самый дешевый способ захвата и эксплуатации других стран (за удачное изложение мысли Толстого он получает нобелевскую премию по литературе)
5 "Эти изверги, еще недавно защищавшие разрывные пули, имеют нахальство жаловаться на употребление таких пуль против них". Англичанами разработаны, напоминает Гагарин, оригинальный способ снижения себестоимости, заключающийся в организации голода (напр., разрушение системы орошения в Индии), что удешевляет труд рабочих, а также традиция благотворительных обедов в помощь голодающим.
"Наш современник", 2013, № 10, Е.С.Савченко, губернатор Белгородской области "Макроэкономическая политика России: проблемы и решения"
Савченко: вступление в ВТО юридически закрепляет сырьевой экономический статус-кво России в глобальной экономике (с.193), единственный доступный способ роста экономики у нас - девальвация рубля (с.196)
Платоновоедение
Интрига: Е.А.Яблоков "во что бы то ни стало" пытается воспрепятствовать защите диссертации В.Д.Серафимовой.
Чем занимается гуманитарная наука, подробно изложено в ХХ главе трактата Толстого об искусстве. Исключения редки, говорит Платонов, в "Воронежской коммуне". Яблоков не исключение. "Дмитрий Медведев обсуждал", "Д.Медведев отметил", это еще когда был вице-премьером, поясняет Яблоков. Яблоков - Путину, по поводу Серафимовой: "исполнительная власть проявляет пассивность в решении вполне ясного вопроса. Такая ситуация не удовлетворяет меня ни как ученого, ни как налогоплательщика, ни как избирателя...Настоятельно прошу наказания виновных"
Яблоков не платоновоед (термин введен Марией Андреевной Платоновой), но как ученый считает дискредитацию Платонова своей обязанностью. Компонует высказывания о Платонове других. "Апокалипсис Платонова растет из его одержимости идеей Федорова об аморальности прогресса" - цитата, не сопровождаемая комментарием, работает сама по себе, и как бы без его участия. Серафимова - предлог сказать о непроясненности авторской позиции в текстах Платонова, и чтобы на вершинах власти это услышали, и что есть вот такой Яблоков Евгений Александрович...
И правила ВАК тут ни при чем. Н.Корниенко как главный вывод своей докторской диссертации формулирует: "ранний период творчества (1918-1924 гг) представляет интерес историко-архивный (аспект эволюции писателя), биографический, но не общеэстетический". Хотя в диссертации этот вопрос не рассматривался. И сам вывод неверен. В статье "Письма о любви и горе" (2009) Корниенко пишет: "Скорее всего, именно Платонов настоял на крещении сына"; естественно, в статье этот вопрос не рассматривается, это пишется для того, чтобы в дальнейшем платоновоеды могли сослаться: как показала Корниенко, именно Платонов настоял на... Именно ее цитируют: "Платоновым жестко обозначены последствия обезбожения мира" (именно так она поняла тексты Платонова о мелиорации, где он говорит о последствиях обезвожения земли). Яблокова это не беспокоит.
К.Баршт в отзыве на диссертацию Серафимовой пишет о ее бестактности по отношению к М.Бахтину, который указал на невысокую информационную ценность высказываний автора о своем творчестве. Здесь есть одна тонкость: как следует из VI главы трактата Толстого об искусстве, не важно, что думает Бахтин о Достоевском, но очень важно, что думают о Достоевском Толстой и Платонов. Бахтин, Баршт, платоновоеды живут в мире, где Толстой и Платонов еще не родились. Мечтатели. Платоновоеды для Платонова маловероятны.
Для присвоения степени доктора в области гуманитарных наук разумно следовать объявительному порядку (объявили же себя училища университетами), и тогда какая-нибудь Серафимова может случайно сказать что-то важное. Что, например, единственный достоверный источник - высказывания Платонова, его критические статьи (о них см. раздел "главное" наст.сайта). При существующем порядке это невозможно, яблоковы не допустят, их задача - выработка покровительственного тона по отношению к Платонову (используя опыт двадцатого века, который оттачивал ее на Толстом). Что же касается самого Яблокова, то, специализируясь на творчестве поверхностного писателя М.Булгакова (любимый Яблоковым писатель Саша Соколов не считает Булгакова писателем, считает графоманом), он стал судить о Платонове как избиратель.
М.Ковров
Издательство "Вагриус", М., 2006, выпустило сборник пьес Андрея Платонова "НОЕВ КОВЧЕГ"
Шоп. Свистни вниз...Там есть чья-то церковь, - армянская, что ль, - на ней колокола, большие и маленькие...Пусть звонят во все, в маленькие и в большие, - у нас сегодня большой праздник. Свистни им, американцы велят (с.381)
"Страна философов" Андрея Платонова", вып.7: конф.ИМЛИ РАН 2009 по пьесам Платонова, М., 2011
Тексты докладов не соответствуют требованиям, предъявляемым Платоновым к литературной критике. Единственным источником при постановках пьес Платонова являются его тексты и его критические статьи (см.раздел "главное" наст.сайта; там же приведено предисловие к тому пьес, который пыталась издать Мария Андреевна Платонова)
Журнал "Иностранная литература", № 6, 2008 (трибуна переводчика) Роберт Чандлер: "Очуждать или осваивать"
И все-таки не нужно переводить "тоска" как toska и "ДЖАН" как SOUL (возможно ли, чтобы повесть Платонова "Джан" называлась "Душа"?), при переводе текстов Платонова неуместны ссылки на Набокова и на его представления о словах, ключевых "для понимания русскими самих себя" (с.250). Платонов - конструктор мировоззрений, вслед Чаадаеву, Толстому, Гагарину
(Платонов никогда не упоминает фамилию "Федоров". Федороведы удивляются, почему тот жил в районе Молочного переулка? Да потому что тогда он шел домой из Румянцевского музея по Гагаринскому переулку, он Гагарин, Рюрикович). Правда, тогда был другой порядок - не ЧТГ, а ЧГТ, считалось, что Гагарин старше Толстого, поэтому фамилия героя повести "Джан" - Чагатаев. Набокову все это чуждо.
У Платонова тоска не русская, а всеобщая: напр., "тоска повторительного труда", "тоска по прошедшему времени" в "Чевенгуре", "тоска тщетности" в "Котловане".
"Знамя", № 8, 2009, В.Шаров (к 110-летию со дня рождения Платонова)
В защиту литературы.
С.164,165: "главное, что рвет грамматику в платоновских текстах" - плотность смыслов. "Их концентрация была такой, что они, даже не заметив, походя вообще изничтожили литературу как изящную словесность, уничтожили правила и законы, по которым литература жила".
Все это от Николая Федорова, "который несомненно оказал на Андрея Платонова огромное влияние", предложив "не взирая на чины, звания и лица, на происхождение, вероисповедание и кровь, на образование и склонности, от первого до последнего сделать всех воинами-пахарями. Одинаково одеть и обуть, отдавать им одинаковые приказы, которые они будут одинаково и точно выполнять, и тогда с этим несчетным войском не справится ни один неприятель" (с.159) "С природой следовало сделать следующее. Подчистую срыть горы и оставшейся породой засыпать овраги, впадины и болота так, чтобы вся земля превратилась в одно ровное, удобное для пахоты поле. Дабы каждый надел получал влаги вровень с другими, реки следовало превратить в каналы, регулярной сеткой покрывающие страны и материки. Если же и в этом случае воды не хватит, должно приказать армии без устали палить в небо из пушек" (с.160)
И "достало воли, чтобы построить тысячи фабрик, заводов, электростанций, чтобы победить нацистскую Германию, и вслед за тем не просто восстановить страну, но так или иначе поставить под контроль добрую половину земного шара. Конечно, этот энтузиазм...шел от Федорова" (с.162)
Федоров и Платонов изъяли из-под юрисдикции Господа даже воскрешение мертвых, "зачем тогда ходить в храм, что-то по-прежнему бесконечно вымаливая"? (с.161,162)
Наши сочувствия и восхищение - главному редактору журнала Сергею Чупринину, первому заместителю Наталье Ивановой, Карену Степаняну (отдел критики) и издательству "Лимбус Пресс".
Наталья Иванова (2010, №1, с.176): "Дело не только в том, что не успели дойти до новых писателей уроки Платонова (они и дойти не могли),- но в том, что их подменили уроками условного Леонова...Мне возразят: но ведь Алексей Варламов пишет биографию Платонова. Отвечу: Платонов требует десятилетий жизни...а писать о нем книгу после книг о Грине, Пришвине, Алексее Толстом, Михаиле Булгакове (автором всех этих жезээловских работ и является Варламов) - совсем иное дело: получается, что в наше конкретное время изготовление литературных биографий поставлено на поток...И литературные биографии, о которых речь,- именно об этом и свидетельствуют". Варламов специализируется на фактах. На их искажениях. Например, беседуют графоманы, и Варламов говорит: Платонов считал, что графомания лучше, чем хулиганить в подворотне. Но данное высказывание относилось к Мандельштаму, эту деталь Варламов опускает; "после смерти последнего мастера оживут..." - Шаров и Варламов думают, что это не о них.
"Вопросы философии" (№ 9, 2008), Обсуждение книги:
"Русская философия: энциклопедия"
С.29: "Андрей Белый - философ, а Платонов - нет. Хотя тоже, казалось бы, Андрей"
Платонов об основной задаче философии: выдумать слово, чтоб угнетали не до смерти.
"Наука и жизнь", №2, 20011, А.Ципко о "манифесте" Н.Михалкова
"Завтра", №4, 2011, Ф.Гиренок. Мы и русская философия
Язык и мысли Чаадаева, Толстого, Гагарина, Платонова авторам были бы недоступны.
"Вопросы истории" (№ 4, 2010), В.П.Козлов: "Игра явлений" в дневнике А.С.Черняева"
"Касаясь обстоятельств создания в ЦК различных документов, связанных с перестройкой, в сентябре 1989 г. Черняев с горечью констатирует: "И нет у нас настоящей концепции России" (с.164)
"Как чиновник-интеллектуал он, кажется, внутренне вполне заслуженно, не прочь сравнить себя и с Г.Киссинджером, и с З.Бжезинским. А собственно говоря, почему бы и нет?" (с.166)
50 лет "Вопросам литературы"
Любимый автор журнала В.Б.Шкловский в конце жизни отчитался: Платонов огромный писатель, путь к познанию России трудный путь, он знал все камни и повороты этого пути, я ничего о нем не написал. В год столетия Платонова журнал "Вопросы литературы" не только не выпустил специального номера, посвященного Платонову, его фамилия не была даже упомянута, я восхищаюсь!
St.Kopyonkin (kopyonkin@gmail.com)
см. также "За что вы меня преследуете?" и раздел "Мария" наст.сайта.
P.S. В №5 (сентябрь-октябрь) 2007 опубликована статья Т.Геворкян о Цветаевой, под рубрикой "Век минувший", в обойме со статьей И.Афанасьева о Василии Розанове ("Целуя блудницу в губы, Бог восстанавливает богочеловеческий союз...Розанов целовал мир в уста" и т.д.) с подборкой (очевидно, по просьбе гл.редактора) плодов раздумий Розанова, дезавуирующих любую статью о Цветаевой (иначе публикация статьи Геворкян была бы невозможной, таковы правила). Редакция недооценила статью Геворкян. Не надо было публиковать.
P.P.S. И вот наконец статьи о Платонове в № 2 (март-апрель) за 2008 г. Н.Дужина определяет "Котлован" как вымысел, основанный на реальности. Ею установлена разница в пенсиях безногого инвалида Жачева и приспособленца Козлова: первый получал 20 руб, второй около семидесяти (с.90) и дополнительно к пенсии - натуральное продовольствие (с.92), что свидетельствует о глубинной пошлости Козлова и отсутствии всяких принципов (с.93); установлена разница в качестве обслуживания рочдельской и "московской" кооперациях: первые продавали только доброкачественные продукты, соблюдая правильную меру и правильный вес, чего в советских кооперативах не было и в помине (с.91); по ходу исследования установлено, что платоновед Харитонов (доказавший, в частности, что прототип Жачева - Троцкий, "он, как и Троцкий, фанатик революции", с.94) во всем прав (с.80, 86, 88, 98) и т.п.
Статья М.Михеева не так хороша. Он думает, что рассказ Платонова - подделка под искусство (недосказанности и недоговоренности разного рода - первый признак подделки, этот вопрос подробно рассматривается Толстым в его трактате об искусстве), центральная глава так и называется "применяемые приемы". "...чем же, в конце концов, должно быть художественное описание, если не имитацией конкретности?" (с.117) Конечно, нет. Выражением живого чувства, великое произведение вводит в обиход новое чувство, считали Толстой и Платонов. У Цветаевой и Платонова нет текстов, построенных на приеме, об этом авторы журнала и редакция ничего не знают. Хорошо, что Дужина и Михеев читают Платонова, это лучше, чем...(здесь недоговоренность)
Лотмановская модель литературы как языка, несомненно справедлива (см. в № 3 статью Д.Соболева, молодого ученого из Хайфы), т.к. основной массив литературы - подделка под искусство, Лотман об этом не говорит, но это подразумевается, ведь трактат Толстого все знают (к Цветаевой, Вирджинии Вулф или Платонову она, понятно, неприменима).
НОБЕЛЯ!
В № 8 (2007) "Нового мира" опубликована замечательная статья профессора МГУ, лауреата Ленинской премии Бучаченко А.Л. "Очарование науки". Бучаченко - химик, но больше пишет о физике, "что есть наука" он определяет по Ньютону (профессор не упоминает, что Менделеев с этим определением был категорически не согласен, за что и не был допущен в академию), к главным достижениям квантовой механики он относит (с.140) атомную энергию и высадку человека на Луну (!), т.е. он знаком с физикой в рамках популярных телевизионных программ (квантовая механика имеет такое же отношение к открытию атомной энергии, как химия к открытию огня), и поэтому его представления о физике так разительно отличаются от представлений, например, Власова, тоже профессора МГУ и лауреата Ленинской премии, но физика.
Бучаченко очарован наукой, как Монж (цитата, с.143); тот по просьбе Наполеона вывел демократию из геометрических соображений, что по замыслу императора должно было позволить грабить чужие страны под предлогом внедрения там демократии; так и оказалось (Монж возглавил комиссию по реквизиции предметов искусств для Парижского музея, чья коллекция пополнилась трехстами произведениями одной только Италии): "за каждой значимой и фундаментальной концепцией должна стоять простота и ясность мысли" (с.145). "Трудно определить, мы просто чудаковаты или в самом деле помешаны", замечает Вирджиния Вулф, обсуждая с Платоновым проблемы фундаментальной науки (раздел А&V наст. сайта) и, в частности, случай Монжа. Бучаченко: "наука становится опасной, когда ее отнимают у ученых; так было с атомной бомбой..." Не так: Ферми настаивал на бомбардировке Хиросимы, посвятив ее жене, та любила красоту. Бучаченко полагает, что граница между проблемами, решаемыми средствами науки и не решаемыми в принципе, лежит в области вкуса (с.144), с чем мы и поздравляем редакцию журнала; и за что Бучаченко вручена премия Березовского "Триумф" за 2008 г.
Однако лучшей публикацией года признана статья Успенского (и тоже из МГУ) "Апология математики", мы даже не поняли, о какой математике он пишет; согласно В.И.Арнольду, президенту Московского математического общества, вся математика делится на три части: криптография, небесная механика и гидродинамика; Успенский же пишет о теореме Ферма и почему Арнольд не получил медали Филдса: из-за интригана академика Л.С.Понтрягина - сплетня! - и редко кто догадается, что фамилия Понтрягина появилась здесь в связи с тем, что Понтрягин был против введения в школах термина "конгруэнтные" треугольники (вместо "равные"), а Успенский - за. Автору не удается внятно изложить ничего; даже континуум-проблему. Известно, что есть счетные множества (например, натуральный ряд: 1, 2, 3 и т.д.) и несчетные (например, число точек на прямой), проблема состоит в следующем: бывают ли несчетные множества, меньшие, чем число точек на прямой. После девяти страниц мучений Успенский заключает: в середине ХХ века было установлено, что ни доказать, ни опровергнуть гипотезу невозможно. Тут бы ему добавить, что это целиком на совести "любезного читателя", зависит от его желания, но он "из страха" (№ 12, с.130) не делает этого разъяснения. Когда Успенский говорит "физика учит", то опять же не разъясняет, что речь идет о решениях уравнений, о справедливости или несправедливости которых ничего неизвестно. Похоже, Успенский защищает математику от А.Н.Колмогорова, который утверждал, что существует лишь тонкий слой между тривиальным и недоступным, прикладная задача в большинстве случаев или решается тривиально, или вообще не решается. Или написал эту невнятицу, чтобы этак невзначай (редакция должна оценить) процитировать стихи Бродского - любимые! - о раздвинутом мире. Нам же при чтении статьи мерещилось иное:
"как буд то мышь сребет
как буд то таракан глотает гвоздь"
P.S. Нам не удалось проверить свойства ремня Мëбиуса-Шабата: штаны чевенгурцев (как у профессора МГУ Д.Е.Меньшова, еще студентом установившего, что интеграл Данжуа шире интеграла Бореля) подпоясаны веревками.
А вот августовский (2007) номер "Октября": критик Л.Аннинский благодарит писателя-баталиста В.Михальского ("мы остаемся в плену проклятых вопросов, им перед нами поставленных").
В свое время, в год столетия Платонова, Михальский выручил Аннинского, опубликовав в "Дружбе народов" раскас о том, как однорукий комендант заставлял еще не старого Платонова с раннего утра, и в будни и в праздники, подметать двор Литературного института. И другую хозяйственную работу ("какую прикажет начальство").
Сам же Аннинский мог бы только вот это: наследник Горького и продолжатель его традиций ("это, разумеется, бесспорно"). А тут "служил за мизерную плату и возможность жить с женой в бывшей конюшне бывшего дома бывшего демократа А.И.Герцена", "пахло жареным луком" и опять "комнатенка в бывшей барской конюшне". Это даже не назовешь ложью (Михальский всегда путает Карфаген с Крымом, а Тверской бульвар с Большой Бронной), лепешки от вокзальных баб - так определял Платонов то художественное направление, в котором трудятся наши герои.
"Москва", № 1-10 и 12, 2008, Павел Басинский - критик (
окончил Литературный институт)
В № 2 - о Чехове.
Суворин никогда не мог понять, когда Чехов серьезен, когда - разыгрывает. Предложил Чехову жениться на своей дочери (она еще ходила пешком под стол и надо было подождать), а тот потребовал в приданое "Исторический вестник" и стал писать письма, которые должны бы начисто выветрить мысли о женитьбе, но Суворина не проведешь.
Возражения по поводу публикаций писем сводятся к тому, что их могут прочитать люди, подобные Михаилу Эпштейну, Виктору Ерофееву или Павлу Басинскому, и найдется Леонид Бородин (победитель!), который всегда предоставит возможность лягнуть Толстого или Чехова. Англичанин же, написавший биографию Чехова, ни в чем не виноват: они даже Вирджинию Вулф не могут понять; трудно; к тому же пишет, чтобы продать.
В № 6 - о Ницше.
Ницше сделал много открытий: что на свете есть лжецы и лицемеры, что все люди уже жили бесчисленное число раз и столько же еще будут жить, и конечно, столько же раз умирать, "Ницше стал воплощением умственной пустоты" (Н.Федоров), но его любили уличные торговки в Турине.
В № 9 (180 лет со дня рождения Толстого) - ни гу-гу; потому что Солженицын говорит: у Толстого Анна Каренина видит в темноте, как у нее блестят глаза, этого не может быть, это ложь, К. Прутков учил - надо жить не по лжи!
Для газеты подойдет что-нибудь простое: "Это разделение, что он хороший художник и неважный мыслитель,- полная чушь, идущая от Ленина" ("Культура", № 35, с.4, сентябрь 2008). Определение дано Николаем Федоровым двадцатью пятью годами ранее, в Литературном институте этого не проходят; и утверждено Платоновым: "любви - недостаточно".
В № 12 - о том, как в ресторане "Прага" при объявлении результатов литературного конкурса молодой автор торжественно отказался от премиальных денег в пользу другого лица; Басинский проводит параллель: "Чехов и Короленко отказались быть членами Императорской академии наук по разряду изящной словесности, когда Николай Второй вычеркнул из ее списков Горького";
так все и было: царь признал выборы Горького академиком недействительными в феврале, а заявление о выходе из академии подано Чеховым в августе, когда об этой истории уже забыли; к тому же Чехов голосовал на выборах не за Горького, а за Мережковского; и академиками они считались не настоящими, а почетными
P.S. С 2009 в журнале новый главный редактор: "Наш корабль идет прежним курсом. Но по условиям времени ему предстоит из парусника превратиться в экраноплан." (№ 1, 2009, с.3). И далее, в № 2: "Русским еще рано в современную глобализирующуюся и постнационализирующуюся (?!) Европу...Русские больше не хотят прыгать через этапы европейского развития", им нужен "просвещенный патриотизм барона фон Штейна и Вильгельма фон Гумбольта, Макса Вебера и Конрада Аденауэра" (с.154). Главный враг - Чаадаев: "Межуев как-то назвал Чаадаева одной из самых реакционных фигур в истории русской мысли" (с.153); Межуев, по-видимому, зять Ноздрева.
"Завтра", № 23 (2010), Андрей Фефелов. Переосвящение храмов (с.6)
"Показательно, что откровенную пошлость в отношении национальной истории сегодня продуцируют политики в митрах...Отец Филипп для чего-то приводит многозначительное высказывание владыки Василия о необходимости в будущем заново освящать кремлевские соборы...Впрочем, полагаю, что владыка Василий прозревал наше время, когда в божьем храме со свечками выстроились в ряд партийные перевертыши...Да, после такого, действительно, храмы придется освящать заново"
"Режим, созданный Сталиным, держался на терроре, насилии, подавлении человеческой личности, лжи и доносительстве", - утверждает игумен Филипп. Что ж, когда заведомая неправда оправдывается соображениями сиюминутной политической конъюнктуры, адекватная дискуссия вряд ли получится"
"Завтра", № 3, 2009, Александр Проханов и Гейдар Джемаль беседуют о высоком
АП: "Нарушен фундаментальный закон, по которому Господь сотворил Вселенную...Закон, на котором основано мироздание, - Справедливость...Он выражает мировую гармонию, заставляющую вращаться планеты, эволюционировать природу, сосуществовать живое и неживое".
Такого закона нет. Эти проблемы подробно обсуждались Гагариным и Толстым, когда они прогуливались допоздна по Арбату, уж пели сверчки под завалинками, но как только Толстой начинал говорить о добре, справедливости, истине, Гагарин торопливо прощался и скрывался в Калошином переулке. Или Большом Николопесковском. Обдумывая аргументы того и другого, Платонов пришел к выводу, что никаких законов нет и быть не может (подробнее см. раздел V&P наст.сайта). У Толстого всегда были подозрения на этот счет, в "Войне и мире" он пишет: ведь в законе тяготения не утверждается, что солнце или земля имеют свойство притягивать; там говорится: имеют "свойство как бы притягивать" (Эпилог, часть вторая, гл.XI).
ГД: "она (природа) давно побеждена и работает как машина под действием мощных стимуляторов".
Это не так. Некоторые метеозависимые люди страдают от вспышек на солнце. Бывают цунами и землетрясения. Мы уже не говорим о такой мелочи, что если бы население земного шара жило, как в цивилизованном мире, природные ресурсы кончились бы через два года. Основное население земного шара голодает. И совсем не потому, что плохо общественное утройство (хотя и поэтому тоже). Гагарин говорит (и Платонов соглашается с ним): главная проблема - наладить общение с природой, никакими общественными перестройками судьбу человека улучшить нельзя, ключи находятся у природы, в возможностях природы, человек лишь возможность природы.
ГД: "кризис неизбежно будет сопровождать каждый шаг человечества - до Страшного Суда".
Гагарин: ведь до чего дошло - придумать Бога, которому "необходимо удовлетворение, необходимо покарать кого-нибудь, он без этого не может!" (Н.Федоров. Собр.соч., т.4, с.546, М., 1999г.)
АП и ГД (хором): "Идея Дарвина о происхождении человека из обезьяны также происходит из шаманского мифа".
Платонов, "Чевенгур":
"Без ремесла у Захара Павловича кровь от рук прилипала к голове, и он начинал так глубоко думать обо всем сразу, что у него выходил один бред...он не мог превозмочь свою думу, что человек произошел от червя, червь же - это простая страшная трубка, у которой внутри ничего нет".
И т.д. и т.п.
Хорошо, если АП и ГД просто безграмотны; как Сократ, Платон или Кант, которые, как известно, всю жизнь решали одну проблему: встать в угол и не думать о белом медведе; но если все это - обдуманно? Тогда это плохо.
ДАТЫ
к 80-летию со дня рождения Анатолия Зверева
"Год моего рождения - 1931, день рождения - 3 ноября. Отец - инвалид гражданской войны, мать - рабочая. Сестер я почти не знал. Помню (кажется, из умерших) лишь двух - Зину (первую) и Верочку. Две сестры, кажется, живы по сей день. Одна из них - старше меня на четыре года. Другая - младше на столько же. Учителем я избрал себе Леонардо да Винчи, читая коего, нашел много себе близкого...Когда читал трактаты оного - теперь уже моего друга - был поражен одинаковости в выражении мыслей наших...Образование мое зиждилось на том, что мне более всего присуще или приемлемо для меня. Другими словами, что легче всего давалось, ибо рос я болезненным и слабым...Впоследствии мне удалось каким-то образом окончить семилетку и получить неполное среднее образование, чем я гордился перед самим собой, кажется, больше, нежели перед другими. Детство в основном проходило дико, сумбурно. Желаний почти что никаких, кажется, не было. Что же касается искусства рисования, то художником я не мечтал быть. Но очень часто хотелось и мечталось, чтобы троюродный брат рисовал мне всегда коня. Тем не менее рисование мне, по-видимому, удавалось, и впоследствии оно так или иначе прижилось. Сначала...портрет Сталина...а когда мне было пять лет..."Уличное шествие" по памяти, в избирательном участке, где до войны детям за столиками выдавались цветные карандаши и листы бумаги для рисования. Тогда в Москве было мало людей - не то, что нынче. И на выборы тогда шли родители с детьми под гармошку и под песни с плясками на улице, как на праздник - голосовать. Что касается дальнейшего моего рисования - началась Отечественная война. Всех стали эвакуировать, кого куда. Я вместе с двумя сестрами, отцом и матерью оказался в Тамбовской области. Конечно же, рисования никакого не было, да и не могло быть...Отец много и пространно рассказывал мне, что к чему, где - рожь, где - пшеница, где - овес. Затем, простудившись и жестоко отморозив ноги, заболел и скончался на сорок третьем "ходу" своей печальной жизни, на Новый год, января в пять утра. Было печально все это. Затем я заболел "куриной слепотой", а потом засорил глаза известью и мелом с потолка избы. Это тоже было моим несчастьем...В Москве, когда мы приехали по окончании войны, люди жили еще по карточкам - "талонам", на пайке, в нужде. А рисование продолжалось из-за случайностей: например, из газеты "Советский спорт" - Острый момент у ворот московского "Спартака". Затем - рисование...в двух парках - "Сокольники" и "Измайлово", в их летних городках. Затем - в двух Домах пионеров...и даже, быть может, мог бы подзастрять в одном художественном училище, которое находилось на Сретенке (под названием, кажется, "1905-го года"). Но в нем я пробыл очень мало. С первого курса был уволен "из-за внешнего вида". Плохое материальное положение решило исход моего пребывания там. Затем работал в парке "Сокольники"...в основном маляром...К современным художникам отношусь с уважением за их доброту между собой. Хотя положение вещей не дает возможности считать всех счастливыми, иногда со стороны смотрящие уже заведомо признают за счастье называться "художником". Лично я себя пока не умею считать счастливым - в особенности, когда наталкиваюсь на грубость собственной судьбы, на невезенье в чем-то и в особенности, когда что-то болит в непогоду. Наиболее интересны те живописцы, которые не утомляют ненужностью своих затей - как в технике, так и в тематике...Что касается сверстников...то лучшими являются все, потому что у всех есть будущее, настоящее или хотя бы прошедшее". Считается, что это автобиография Зверева, но скорее всего это черновики Платонова к "Счастливой Москве".
100 лет назад родился Анатолий Александрович Власов
- "конструктор мировоззрений", давший платоновскому "законов никаких в природе нет и не может быть" (см. разделы "Биография" и "главное" наст.сайта) неожиданное продолжение: существующие уравнения движения второго порядка только потому, что цепочка законов сохранения оборвана на второй строке (Аристотель: скорость тела пропорциональна действующей силе, т.е. уравнения движения - первого порядка; Галилей: ускорение пропорционально силе, следует отказаться от силы как причины движения, уравнения - второго порядка), и это, в частности, означает, что в основании ведущих школ современной физики (квантовой и релятивистской механики) лежит "неглубокая вычислительная техника" (Власов), основанная на трактовке мысленных экспериментов, выполненных движущимися наблюдателями.
Власов был избран зав.кафедрой теоретической физики Московского университета в 35 лет и несмотря на травлю, организованную Л.Д.Ландау, В.Л.Гинзбургом, М.А.Леонтовичем, В.А.Фоком, Я.П.Терлецким и др., продержался в этой должности десять лет; кинетическое уравнение Власова является основой физики плазмы, но, впрочем, носит имя Власова везде, кроме России (см. часть 3.3 раздела "Канон" наст.сайта, а также "Ландау и др.")
"Знамя" (№ 4, 2011), рубрика: свидетельства, Владимир Фридкин, "Мой современник Виталий Гинзбург"
"Виталий Лазаревич Гинзбург уже при жизни был признан великим физиком и гуманистом" (с.160). А еще он, как и его учитель Ландау, был глубоко верующим человеком, оба свято верили, что Бог пожелал, чтобы уравнение движения было второго порядка. Он так восхотел. О Гинзбурге см. также книгу А.А.Рухадзе "События и люди".
"Вокруг света" (№ 2, 2008), Владимир Сурдин: "Как рождаются звезды"
"Первая правильная мысль о происхождении звезд принадлежит еще Ньютону" (с.75): любой ученый всегда отличит правильную мысль от неправильной, пишет академик Гинзбург (см.ниже "Астрология и лженаука").
Как известно (Власов), диффузионные процессы относятся к классу первичных явлений в сравнении с силовыми взаимодействиями частиц, и поэтому вместо всех этих нудных сказок (для кого они печатаются?) постоянного раздела "Планетарий" лучше было бы давать астрологические прогнозы.
28.12.2008 сто пять лет со дня смерти Николая Павловича Гагарина (Николая Федоровича Федорова), "Записка" которого - основной источник текстов Платонова: см. раздел Записка наст.сайта
и наш ведущий патриотический журнал "Москва" не мог не откликнуться на эту дату (декабрь, 2008): "предоставить Богу заботу о своем будущем воскресении - на это у Николая Федорова не хватило ни смелости, ни ума" (с.195); в этом же номере приведено письмо Патриарха Алексия, в котором он благодарит редакцию журнала за "высокие моральные и нравственные устои, основанные на духовных традициях Православия", в связи с чем гл.редактор журнала удостоен награды - ордена преп.Сергея Радонежского; и нобелевская премия Бродскому и Солженицыну вручена тоже за высокие моральные и нравственные устои: первый приветствовал напалмовые бомбардировки Соедининными Штатами Вьетнама, второй требовал от руководства США атомных бомбардировок России, "лжет как очевидец" говорил Варлам Шаламов о солженицынском Гулаге
V i r g i n i a W o o l f
Она читает Чехова, и там, в России, Семен Пантелеевич, конторщик, спрашивает горничную Авдотью Федоровну, читала ли она Бокля, а та, нежная, такая деликатная, благородная, всего боится. И так хочется ей помочь, рассказать про облачко, собравшееся за куполом Св.Павла, как оно росло, густело, а потом весь Лондон накрыла тьма, и - началось! - неуверенность (точь-в-точь как у Авдотьи Федоровны), смятенье...и незаметно, без всякого объявления, изменилось устройство Англии: вечно шел дождь, сырость пробралась в каждый дом, изобрели пышки и оладьи, на откровенный разговор наложили запрет, у мужчин отсырели мозги, стали рождаться двойни, так возникла Британская империя. Изложив для Авдотьи Федоровны на двух страничках всего Бокля, она нечаянно вызвала к жизни Борхеса, "Сто лет одиночества" Гарсия Маркеса, - а всë Семен Пантелееевич, да эта вечная женская отзывчивость. Вирджиния Вулф - наиболее близкая Платонову душа; кажется, о ней он говорит в 1923: "солнечная дрожь рождала в ее голове мысли...". Оба знали, что вселенных много и совершенно оригинальных. В людях, а также в козах, собаках и курах, в траве и во мху они видели нечто важное и таинственное, чего нет в них самих. Вирджиния Вулф: "рыбы никогда не говорят про то, что такое жизнь, хотя, возможно, и знают" ("Орландо"). Платонов: "телок ведь и тот думает, а рыба нет - она все уже знает" ("Чевенгур").
Она говорила, что тщета и мертвость происходят от этой жуткой повествовательности - последовательного изложения событий от обеда до ужина. Произнося слова, люди не выражают ни мыслей, ни чувств: читатель не знает, прочел он их или не прочел, а писатель не помнит, написал он их или нет.
Платонов: "говорит, что есть, что видит: столб стоит, санитары едут, солнце взошло и т.д. Получается чудовищно пошло, дурно, смертно. А все верно!"
Из описания Великого Холода ("Орландо", 1928), грозовой тучи, изменившей устройство Англии, рукописи поэмы "Дуб", над которой Орландо работала триста лет, вышли "Сто лет одиночества" Маркеса. "Она различала каждый комочек земли на клумбах, будто в глаз ей вставили микроскоп. Она различала хитросплетения веток на каждом дереве. В каждой былинке, в каждом цветке различала она все лепестки и жилки...Такое напряжение невозможно было долго выносить без муки" - их этих строк Борхес создал свой "Алеф" (1949), он скрыл ее под именем Беатрис Витербо. Теперь, когда она была мертва, он мог посвятить себя ее памяти без надежды, но и без унижения (прототекст: "Вирджиния, Аделина Вирджиния, Аделина Вирджиния Стивен, любимая моя Вирджиния, навсегда утраченная Вирджиния, это я, Борхес"). Описание борхесовского "Алефа" дано Платоновым в 1921 г.: "Большой Один не имел ни лица, никаких органов и никакого образа - он был как светящаяся, прозрачная, изумрудная, глубокая точка на самом дне вселенной - на земле. С виду он был очень мал, но почему-то был большой" ("Видения истории"). У Борхеса: маленький, два-три сантиметра в диаметре, радужно отсвечивающий шарик ослепительной яркости,- но было в нем все пространство вселенной, причем ничуть не уменьшенное. И та же самая грозовая туча - в текстах Платонова 1922-23 гг. ("среди сухого неба набралась в небе испарина...на тысячи верст гремел ливень")
У Платонова в "Котловане" "труба радио все время работала как вьюга", у Вирджинии Вулф "как косилка в знойный полдень" ("Between the Acts"); в обоих случаях слушателям "ничего не казалось против говорящего и наставляющего" (АП), "...stated certain facts wich every body knows to be perfectly true" (VW), они заворожены тройной мелодией - шумом сознания из рупора, сочувствием пейзажа, а то вдруг основную тему берут на себя коровы ("From cow after cow came the same yearning bellow. The whole world was filled with dumb yearning") или лошади ("услышав гул человеческого счастья, пришли поодиночке на оргдвор и стали ржать") - допускалась, казалось, вечная свобода, но было так жутко ("Dispersed are we"), что для свободы требовалось что-то ещё.
Она умерла, как Саша Дванов, любимый платоновский герой.
Проблема у писателя одна - в мужестве: сказать "то" и только "то", в мужестве выбора пути. Она вышла из Вальтера Скотта, Шарлотты Бронте, Шекспира и Джейн Остин, расширила себя Стендалем, Флобером, Чеховым, Прустом и Толстым, прихватив Тургенева, - Генри Джеймс уверял, что, высказав мысль, тот на ней не настаивал, тем более, что точное выражение мысли все равно невозможно, - и проигнорировав, кажется, только Джойса, в его литературной технике было что-то плебейское. У каждого была своя демаркационная линия и было трудно сочетать факты и толкования, ее подмывало переступить границы. Начав с "а что, если тут завернуть за угол?", она их стерла. Объединив разрозненные миры, а то и просто хаотические груды обломков, она смогла заставить своих героинь восторженно говорить об армейских знаменах, полковых часовнях, о непостижимости гладкой поверхности фарфоровой чашки: что это за атомы, и как они вместе слиплись.
Мир существовал самостоятельно, но в любое время она может, если вздумает, его посетить; герои переходят с места на место независимо от того, смотрит она за ними или нет, и что-то удается выудить, проследив за их отражениями в других людях, в других романах других авторов*; оказалось, что чувства неуничтожимы. Она стала им уделять больше внимания, чем фактам; которые, следуя друг за другом, понукают к ближайшему заключению, и легко проморгать следы далеких взаимодействий. Катаюсь на дженерихче, пишет Чехов с Цейлона, и возмущаюсь, как россияне бранят англичан за эксплоатацию инородцев: зато они дают им железные дороги и христианство, а вы, что вы даете? Хорошо, что Толстой не слышит про дороги и христианство, думает Вирджиния Вулф, восхищаясь, как "закаленные англичане, смуглые от долгого плаванья, волосатые из-за отсутствия бритв, с железными мышцами, с клыками, жадными до плоти, и руками, алчными до золота, добили раненых, утопили умирающих и вскоре привели туземцев в суеверное изумление".** Платонов, который тоже находит радость в общении, соглашается с ней: паровоз движется по железной дороге скорее по своему желанию, по доброте металла, чем от ума и умения людей, любой Ньютон может огонь в топке зажечь, но паровоз поедет сам, а Ньютон только груз***. И значит то, что выходит из-под пера, чтобы иметь законченную форму, должно быть соотнесено с паровозом; и предназначаться всем и никому, нашему времени и другим временам; приключения, страсти, политика, интриги, личные переживания и обиды - все это не идет ни в какое сравнение с гладкой жесткостью поверхности фарфоровой чашки. Лучший роман Вирджинии Вулф - тот, который сейчас читаешь, с первого абзаца первого романа она полноразмерная Вирджиния Вулф; не то что романов, нет глав ниже уровня остальных; два романа - первый и последний - очевидно, выделяются: "Melymbrosia" обозначила путь, "Between the Acts"**** - ее завещание, и теперь она могла умереть за посадкой капусты или скормить себя рыбам.
* и нельзя, например, основываясь на записи в дневнике Вирджинии Вулф: "almost Kitty verbatim; what would happen if she guessed", делать заключение, что Mrs Dalloway это Kitty Maxse; у Вирджинии Вулф - чуть по другому звучит голос, иначе видится лицо, и совсем другой предмет исследования: а такова ли жизнь на самом деле? (но Kitty ведь может подумать иначе, вот что печалит)
** "Мелимброзия", ее первый роман; подобные фрагменты никогда не цитируются; так же, как и у нас: при написании предисловий, критических статей, биографий и т.д. ключевые тексты таких авторов, как Чаадаев, Толстой, Платонов изымаются из обращения, и обсуждаются частности (или проблемы, не имеющие к авторам никакого отношения, в случае Вирджинии Вулф это модернизм, феминизм, андрогинное сознание и т.п.), в отсутствие ключевых текстов они имеют уже другой смысл, отчего сами авторы становятся сомнительными, и иногда удается их унизить ("Что значит "необычность не проходит даром"? - комментирует первый абзац "Мелимброзии" в послесловии к русскому изданию секретарь Британского общества Вирджинии Вулф Стюарт Н.Кларк - Чем это ей предстоит расплачиваться? Судя по всему, ничем"); мировоззрение этих авторов и описывается нецитируемыми фрагментами
*** Аристотелевой логики здесь нет и в помине, к тому же Чехов не катался на дженерихче; невероятные фокусы интернета - это возможности природы, люди здесь ни при чем, они воспользовались подвернувшимися возможностями; если говорить о жизненных началах, говорил Чаадаев, надо начинать с кристаллизации, они там
**** те, кто не знакомы на опыте - что значит быть Вирджинией Вулф, говорили о ее нездоровье, и она им подыгрывала, облегчая муки, которые они причиняли ей; суждения the best nurtured men часто ошибочны (Толстой, трактат об искусстве, гл.XII), они не знают, как отделить хорошее искусство от плохого, "Between the Acts" - аналог толстовского трактата, выполненный средствами искусства
(см. также V.Woolf)
|